Зодчество Русского Севера

Зодчество Русского Севера
10.04.2015
...Трудно сказать, откуда взялось это: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая «чешуя»- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же дома-дворы, где всё, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и, например, первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом.<br /> <br /> Одним из самых выдающихся памятников деревянного зодчества считается музей-заповедник «Кижи». Кижский погост известен своей красивейшей церковью Преображения Господня. Она по-своему уникальна. В конце XV века храм такого типа называли «о двадцати стенах». Что это значит? Преображенский храм состоит из трёх поставленных друг на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных, восьмистенных срубов. Нижняя часть храма окружена вплотную приставленными к ней и направленными по сторонам света прямоугольными объёмами &#40;«прирубами»&#41;. Число внешних и внутренних стен нижнего восьмерика и прирубов дают в сумме искомые 20. В результате храм превращается в единый шатёр с четырьмя гранями из главок. Общее число глав на храме – 22 &#40;по ярусам: 4&#43;4&#43;8&#43;5 и 1 над алтарём&#41;. Первая Преображенская церковь сгорела. План же новой церкви, по преданию, был начерчен самим Петром I. Пётр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. <br /> /А.Плешанов, портал &quot;Кириллица&quot;/<br /> <br /> ...Деревянные храмы Русского Севера стояли веками, и даже вихрь революционных событий не сильно их затронул – скорее всего, потому, что находятся они преимущественно в малонаселённых местах, далеко от столиц и крупных дорог. <br /> В середине прошлого века возникла необходимость не только изучения, но и спасения нашего наследия – ведь из дальних деревень народ постепенно переезжал в города, деревни вымирали, и за памятниками уже некому было следить. 31 января 1965 года Министром культуры РСФСР был подписан приказ «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества». Музеи под открытым небом появились в северных и северо-западных регионах России – в местах преобладания традиционного деревянного зодчества – как храмового, так и жилого. Самые известные из них – в Новгороде &#40;Витославлицы&#41;, Архангельской области &#40;Малые Корелы&#41; и на базе погоста Кижи на Онежском озере в Карелии. Деревянные постройки разбирались: «раскатывались» на бревна, перевозились на территорию музея и снова собирались. Одним из первых такую концепцию сохранения деревянных памятников предложил и стал реализовывать академик Александр Ополовников – идеолог создания музея-заповедника «Кижи». С деревянной архитектурой русского Севера он познакомился ещё в 30-е годы и занимался ею всю свою жизнь – причём, как вопросами реставрации и восстановления, так и изданием научно-популярной литературы по данному вопросу. Своей мировой славой музей-заповедник «Кижи» обязан именно Ополовникову.<br /> <br /> Таким образом, до наших дней не просто сохранились многие уникальные образцы жилых домов, часовен, храмов, колоколен, мельниц и построек бытового назначения. Мы узнаём их историю и технологию постройки, видим их в привычном северном пейзаже, участвуем в традиционных народных гуляньях и праздниках, проходящих рядом – так же, как это было принято у наших предков. <br /> И, конечно же, чувствуем связь поколений, ощущаем дыхание времени, когда стоим рядом с шедеврами деревянного зодчества, дошедшими до нас из глубины средневековой Руси.<br /> /Я.Осин, март 2015 г./